Как перестать откладывать дела на потом?

Ответ на вопрос из категории... Как

Привычка откладывать дела до последней минуты является  большой проблемой как в карьере, так и в повседневной жизни. Упущенные возможности, сверхурочная работа, стресс, перегрузки, обиды, чувство вины — "подарочки" от подобной привычки. Эта статья поможет выявить основные причины привычки откладывать дела на потом, и покажет, как можно ее преодолеть.

1. Вместо «Надо» скажите «Хочу»  

Во-первых, когда Вы говорите себе, что «я должен сделать что-то», то автоматически ощущаете чувство внутреннего сопротивления, как некий защитный механизм.

Если откладываемая  задача имеет сроки выполнения, то при приближении этих сроков, неприятные ощущения усиливаются более сильными переживаниями  от последствий, которые наступят, если Вы не начнете немедленно. 

Как быть в такой ситуации?  Понять и принять, что Вы не должны делать ничего из того, что Вам делать совсем не хочется. Даже если Вас ждут серьезные последствия, это Ваш выбор. Никто не заставляет Вас поступать так или иначе. 


И заметьте, есть дела, которые Вы делаете вовремя. Возможно, Вы не пропускаете свою любимую телепередачу, или всегда найдете  время, чтобы почитать интересный Вам форум в интернете. В каждой ситуации — выбор только за Вами. Итак, если Вы откладываете  начало работы над новым проектом и чувствуете  внутреннее принуждение, то осознайте, что делаете это по своей доброй воле. Надо сказать себе: «Я хочу это сделать и я сделаю это.»

Задачи, которые Вы решаете по собственной воле, намного реже откладываются в сторону.

2.  Вместо  «Закончить» скажите «Приступить»  

Во-вторых, когда  задача большая и неделимая, определенно, что Вы отложите ее в сторону. Когда Вы сфокусированы на завершении задачи, и в то же время не имеете четкого представления о шагах, которые Вам надо предпринять, Вы создаете для себя ощущение перегрузки. И в этом случае, Вы увязываете это неприятное ощущение с самой задачей и откладываете ее так долго, как это возможно. Если Вы говорите  себе — «Я должен подготовить бумаги сегодня» или «Я должен завершить создание этого отчета» — скорее всего Вы ввергаете  себя в состояние стресса и откладываете задачу на потом. 

Решение: Измените  подход. Вместо вопроса «Как мне закончить все это?» — задайтесь вопросом «Какой небольшой участок работы я могу выполнить прямо сейчас?». Если Вы просто начнете решать задачу много раз, то Вы в конце концов придете  к ее завершению. Если одной из Ваших задач, требующих решения является разбор хлама в гараже, то мысли о том, что Вам предстоит убрать эту кучу мусора за один раз повергает Вас в печальное расположение духа и Вы откладываете  ее на потом. Задайтесь вопросом, как Вам начать с решения хотя бы небольшой части этой задачи. Например, придите в  гараж и набросайте  на листке бумаги несколько идей для небольших десятиминутных мероприятий по уборке гаража. Пока будете  заниматься этим,  можете  взять и отнести на помойку кое-что из этой большой кучи мусора. Не думайте  о том, чтобы сделать что-то значительное. Просто сосредоточьте  силы на том, что Вы можете  сделать прямо сейчас. Делая так регулярно, Вы в конце концов приступите  к последнему небольшому участку работы и в итоге завершите  решение всей задачи.

3.  Оставьте  желание сделать все идеально (перфекционизм) и позвольте себе делать ошибки.

Мысль о том, что Вы должны сделать работу сразу и безупречно — приводит Вас в состояние стресса, и таким образом создаете  себе все условия, чтобы отложить ее на потом.  Перестаньте  откладывать дело до последней минуты, чтобы в конце концов найти выход из этой ловушки.  Скажите  себе — сейчас нет достаточно времени, чтобы сделать работу безупречно.  

Но если у Вашей задачи нет конечных сроков выполнения,  перфекционизм может привести Вас к тому, что Вы будете  бесконечно откладывать эту задачу. Бороться с перфекционизмом  можно, дав себе право быть несовершенным человеком. Использовали ли Вы когда-нибудь компьютерную программу, которую можно было назвать совершенной со всех точек зрения ? Вряд ли. Несовершенная работа, законченная сегодня, всегда лучше совершенной работы откладываемой бесконечно. Например, если Вы хотите  написать статью в 5000 слов, позвольте  себе написать для начала только 100 слов.

4. Вместо потери - гарантированная радость! 

Четвертая мысленная блокировка заключается в том, что задача ассоциируется с ощущением потери. Говорите  ли Вы себе, что Вы должны  уединиться, работать допоздна, никогда не видеть своей семьи, и никогда не развлекаться? Это не похоже на то, что сильно мотивирует, но тем не менее многие - многие люди говорят себе это, чтобы заставить себя сделать что-то. Представление себе картин долгой тяжелой работы в одиночестве, без времени на развлечения — это гарантированный путь к откладыванию своих дел на потом. 

Бороться с таким образом мыслей можно,  делая все наоборот. Определите сперва гарантированные участки радости в Вашей жизни и планируйте  свою работу «вокруг» этих участков. Возможно, это звучит непродуктивно, но этот психологический прием очень хорошо работает. Определите  заранее время, которое Вы будете  проводить с семьей, время на развлечения, время на занятия спортом, время на общественную работу и личные увлечения. Гарантируйте себе время на Ваши любимые занятия. Затем ограничьте рабочие часы на то, что осталось. Наиболее продуктивные работники в любой области деятельности склонны работать меньше и отдыхать больше, чем трудоголики.   Но они выполняют работу  качественно и быстрее. Если Вы рассматриваете  свое рабочее время как ценный ресурс, а не как неуправляемого монстра, который может уничтожить другие стороны Вашей жизни, Вы будете  чувствовать себя сбалансированнее, и Вы будете более сфокусированы  на задаче и эффективны  в использовании своего рабочего времени. Это видно в том, что оптимальная продолжительность рабочей недели для большинства людей равна 40-45 часов. Работа более длительная имеет обратный эффект с точки зрения продуктивности и мотивации. И делается меньше реальной работы. Что, если я бы пришла  к Вам и сказала «На этой неделе Вы можете работать только десять часов». Вы бы изменили отношение. «Я хочу развлекаться» сменилось бы на  «Я хочу работать», Ваша мотивация к работе значительно бы возросла, и все следы промедления исчезли бы.

Я также очень рекомендую посвятить как минимум один день в неделю занятиям, никак не связанным с Вашей работой. Это даст Вам необходимую энергию и желание как можно быстрее начать новую рабочую неделю. Обладание гарантированным выходным повысит Вашу мотивацию к работе и понизит стремление откладывать дела. Если Вы знаете, что завтра выходной, Вы будете менее расположены откладывать дела, так как Вы не захотите себе позволить такую «роскошь», как выходной день, занятый решением отложенных дел. А если для Вас каждый день — рабочий и,  несмотря на это, работа кажется бесконечной, то Вы всегда говорите  себе «Мне надо работать». И Ваш мозг использует откладывание дел на потом как способ гарантировать Вам хоть какие-то  положительные эмоции в Вашей жизни.

5. Разделяйте время и получайте  награды

Для задач, которые Вы откладываете,  я рекомендую использовать метод разделения времени, чтобы приступить к ним. Вот как это работает. Сперва выберите  маленькую часть задачи, над которой Вы сможете  работать хотя бы полчаса. И придумайте  себе награду, которую Вы дадите  себе сразу по окончании этих тридцати минут. Награда гарантируется по прошествии установленного времени (тридцать минут). Она не зависит от значительности результатов. Например, просмотр любимой телепередачи, поход в кино, вкусная еда, встречи с друзьями, прогулка, или все, что Вы находите  для себя приятным. Так как время, которое Вы затрачиваете  на работу невелико, Ваше внимание будет обращено на ожидаемое удовольствие, а не на сложность решаемой задачи. И не имеет значения  насколько неприятна решаемая задача. Нет ничего такого, что нельзя было бы выдержать  в течении получаса, если Вас ожидает хорошая награда. 

Если Вы разделяете  время таким образом, то Вы обнаружите, что происходят интересные вещи. Вы заметите, что продолжаете  работать над задачей больше запланированных тридцати минут. Вы подчас будете настолько увлечены  задачей, даже сложной, что будете желать продолжать работать над ней. И прежде чем Вы заметите это, пройдет один или несколько часов. Ваша награда никуда не делась. И Вы понимаете, что получите ее,  как только будете  готовы остановиться. Начав работать, Ваше  внимание переключается с беспокойства о сложности задачи на завершение этого участка работы. 

Как только Вы решите остановиться, получите  свою награду и наслаждайтесь  ею. И запланируйте  другой тридцатиминутный участок работы с соответствующей наградой. Это поможет Вам  связать приятные эмоции с задачей, ведь Вы получаете  награду за свои усилия. Долгая работа на неясные и долговременные цели не мотивирует так, как немедленная награда. Награждая себя за то, что Вы затратили  время на задачу, а не за какие-то определенные результаты, Вы будете с нетерпением ждать, чтобы возвращаться к задаче и в итоге Вы завершите  ее. 

Например, после написания этой статьи, я знала, что я могу спокойно и с удовольствием поужинать в семейном кругу  не спеша. Ужин был моей «наградой». Это была хорошая мотивация. Мне потребовалось несколько минут, чтобы придумать тему для этой статьи, и я потратила оставшееся время,  записывая идеи и набрасывая приблизительную схему будущей статьи. Как только время вышло я прекратила работу и поужинала. Появилось ощущение законченного дела, что я «заработала» эту еду. Часть статьи оставила на утро. В результате утром  я завершила написание статьи и опять с удовольствием позавтракала. 

Я надеюсь, что эта статья помогла лучше понять причины откладывания дел на потом и способы преодоления этого.

Поймите, что промедление порождается мысленной связью между задачей и Вашим нежеланием делать ее. Путь преодоления заключается в том, чтобы уменьшить количество отрицательных эмоций и увеличить положительные эмоции от задачи. Таким образом, можно превозмочь инертность и лень  и почувствовать крылья за спиной как собственную положительную движущую силу. Ведь если Вы начнете какое-либо дело много раз, то Вы обязательно закончите  ее.